Сейчас широко используются VST-плагины для формирования ESSB.
В каком же порядке и какие плагины ставить в цепь.
Я сейчас не буду называть конкретные пагины - их великое множество и у каждого свои любимые. Но если Вы впервые с этим сталкиваетесь - используйте плагины Waves - они наиболее распространены и обеспечивают качественную обработку звуковых сигналов.
0. Поставьте в самую последнюю ячейку вашего редактора - анализатор. Им будет удобно контролировать все изменения в цепи в последующем. Помните, что окончательна АЧХ сигнала должна коррелировать участку АЧХ между розовым и белым шумом - это гарантирует достаточную разборчивость в эфире, при узкой полосе и слабых уровнях.
1-й плагин в цепи - эквалайзер - данным эквалайзером - необходимо вырезать прежде всего ненужные частоты - резонансы помещения, гул и т.д. На этом этапе очень важно суметь услышать - эти мешающие частоты. Это не легко и в этом и заключается мастерство звукорежиссера, а если вы начали настраивать свой сигнал - вы звукорежиссер, пусть и очень "узкий".
Так же этим эквалайзером можно подчеркнуть необходимые частоты - например частоты 1,3 кГц, 2 кГц, а так же частоту первой гармоники. Важно не переборщить, что бы звук не стал с ярко выраженным участком частот - тогда звук становится "телефнным", или "бубнящим". Удобно контролировать АЧХ по анализатору - указанному в пункте 0.
2-й плагин в цепи - многополосный компрессор. Этим плагином формируем соответствующую энергетику сигнала а так же АЧХ.
Попробуйте достаточно сильно прижать область высоких частот (от 2 кГц и выше) с уровнем ограничения до 6 дБ. При таком ограничении - по анализатору Вы заметите как просели высокие частоты - регулировкой уровня этой полосы отрегулируйте уровень таким образом, что бы сумарная АЧХ продолжала коррелировать участку между розовым и белым шумом. Предлагаю этот диапазон обозвать РБШ(розовы-белый шум). Это условность, а не какой-то термин. И применим только в рамках данной статьи.
Точно также сделайте со средними частотами и с низкими. Тут не возможно дать конкретных рекомендаций степень сжатия, уровень ограничения и выходной уровень конкретного частотного диапазона - зависит от исходного сигнала и желаемого на выходе сигнала.
Для чего вообще нужна компрессия и почему именно многополосная. Компрессия вообще повышает соотношение С/Ш в эфире - то есть дает энергетический выигрыш. Но за счет неравномерности частотной характеристики приминение обычного широкополосного компрессора - приводит к тому, что компрессор начинает срабатывать на участок частотной характеристики которая имеет больший уровень - это как правило область нижних частот (согласно природе распределения энергии в звуке голоса). Но срабатывая на эту область частот - компрессор ослабляет всю полосу частот, включая те частоты которые отвечают за разборчивость. Это не критично для сигналов с отрезанной частотой основного тона (первой гармоникой или первой формантой), потому, что в этом случае отрезан самый большой по энергии участок. В случае же ESSB - широкополосный компрессор можно безболезненно применять только с уже сформированным сигналом - то есть ближе к концу цепи. Мы же находимся пока только в начале и по сути как раз с помощью, в том числе, многополосного компрессора мы только формируем АЧХ. не забываем о контроле АЧХ и корреляции его с РБШ
3-й плагин. Прибор психоаккустики - это может быть LoAir или Rbass - данные плагины призваны работать с областью низких частот и делают тот самый могучий бас в Вашем сигнале.
4-й плагин. Вновь используем многополосный компрессор - цель та же самая дополнительная компрессия и дополнительный энергетический выигрыш, а так же контроль и удержание в узде АЧХ после применения психоаккустического процессора.
Тут стоит отметить - в многополосных компрессорах есть крутизна разделительных фильтров - чем более крутые фильтры - тем сигнал больше начинает "хрустеть" и приобретает своеобразную "дискретность". Используя соотношения первого и второго многополосного компрессора можно использовать как интересный художественный прием.
5. Необходимо отправить сигал на паралельную шину обработки где в инсерте разместить ревербератор. Дело вкуса сколько добавлять реверберации. Я добавляю совсем немного, она не должна быть слышна, не должно быть длинных "хвостов". Реверберация должна ощущаться, но не быть отчетливо слышимой. Но это мои предпочтения, я их не навязываю.
6-й плагин - максимайзер - на выходе перед анализатором - полезно применить максимайзер, который подтянет уровень сигнала и еще больше ужмет ДД, подняв RMS (среднеквадратичный уровень) сигнала.
Это в целом общая схема и не является догмой. Вы можете эксперементировать как Вам захочется, но такая цепь наиболее оптимальная. В каком месте этой цепи можно эксперементировать? После второго многополосного компрессора моно добавить еще эквалайзер и им еще поиграть с частотной харакетристикой, или применить другой многополосный прибор динамической или частотной обработки - и на сегодняшний день существует великое множество.
Самое главное помнить - конечная АЧХ Вашего сигнала должна коррелировать участку АЧХ между розовым и белым шумом.
Желаю хорошего звука